Поиск по этому блогу

среда, 19 октября 2011 г.

На кладбище ветер свищет. Часть I.

После того,как я посайгачила по Марьиной  Роще - меня ветром занесло на Старое Донское кладбище. Я там хотела погулять еще летом, с сыном. Но что то не сложилось и я оказалась здесь лишь во второй половине октября.
Это легендарное кладбище. Он является местом захоронения аристократии. Кого там только нет! Князья, графы, купцы, тайные советники, генералы, их вдовы и дети. Все захоронения старые, им по 100-150-200 лет. Так что это кладбище - глубокий винтаж.
Мне эта тема, как вы понимаете, близка и медоточива. Я там провела несколько часов, они пролетели как пуля, только жалобы моего мужа на то, что он не чувствует рук, ног, что снег залепил ему нос и рот  и вообще он замерз  - вывели меня из состояния кладбищенской медитации.
Предупреждаю сразу. Далее следует ОЧЕНЬ много фото. Неимоверно много. И все фото - кладбищенской тематики. Поэтому, кому плохо с сэрцем, почками и пэчэнью - пропускаем этот пост и шуруем дальше. Итак, поехали.
 Собсно - сам Донской монастырь. На его территории находятся два некрополя. Старый (на котором я была) и новый. Они между собой не сообщаются.


Вы верите, что Нюся кладбищ видела-перевидела? Я даже жила долгое время возле одного (Новодевичьего) и в Ростове возле другого (Братского). Но это кладбище поразило меня в самое сердце. Я там была не в последний раз, уверяю.
Просто обзор.





Если быть предельно внимательным, то вдали можно увидеть одиноко склонившуюся над могилой пожилую и больную женщину. Это Нюся.

Вообще то цель визита на Старое Донское кладбище -  посмотреть на масонские могилы. Мне обещали их  там повсюду. Таки не соврали. Их повсюду. Я насладилась.
Надо сказать, что масонов было принято хоронить под крестами в виде дерева с обрубленными ветвями. Я уже писала об этом в одном из своих ранних постов, на примере ростовских кладбищ.



Справа, при пристальном рассмотрении, можно обнаружить моего любимого мужчину.

И, наконец, та самая могила, собсно из-за которой все и затевалось. Я на нее наткнулась неожиданно. Просто тупо вышла и уперлась своим рачьим глазом в тот самых глаз, который смотрел на меня с верхушки памятника.  Глаз в середине пирамиды.  Пирамида у масонов издавна служила символом Славы, Величия, Вечного Света. То есть этот  обелиск воспринимается как символ Величия и  Света.


Но там было много еще чего другого - не менее колоритного. Например, гробы на ножках и без. Не знаю почему, но они произвели на меня наибольшее впечатление. Покрытые мхами и лишайниками, полуразрушенные, со стертыми неразборчивыми надписями, они покорили Нюсю.

Такие.

И такие.

Семейный гробовой ряд.

Детские.


Совсем покрытые мхом, как мохеровыми нитями. На ощупь прохладные и мягкие.

Вокруг тишина и покой. И это, считай, центр Москвы.

Эти почему то не покрылись мхами.

Гроб на колёсиках на львиных ногах.

Были просто необычные и очень элегантные памятники. Например.


Под этой глыбой лежит какой то генерал.

Много могил с барельефами. Мрамор, в основном.

Просто валун или камень - частый вариант памятников. Потом я пристала к каком у то дядьке, который там явно работал. Он пояснил мне, что каждый камень откуда то привезен. Какой то с Соловецких островов, какой то с Валаама. То есть, камни не просто так. А со смыслом.

Мраморный склеп. Внутрь зайти не получилось. Всё запаяно.

Очень много гробов-обелисков из черного гладкого мрамора. Здесь - собрались родственники.

Просто плита, покрытая мхом.  Похожа на коврик.

Опять валун.

Могильный камень с автографом хозяина могилы.


Брат и сестра. Немцы.

Интересная надпись.

Совершенно неожиданно  на православном погосте - еврейская женщина и композитор Фельдман.  Наверное, крещеные.


Поэт Майков. И князья Долгоруковы.

И чудесные мраморные розы. Хочу, что бы в свое время у меня были такие....

Рвущие душу. Даже мне с моей закалкой-тренировкой.



Фото справа меня удивило. Ибо я обнаружила лишь надписи о родителях. Но о ребенке нет. Но размещать фотографию живого на могиле категорически нельзя! Мне пояснили, что скорее всего девочка тоже мертва, но захоронена в другом месте.

Полностью вся семья. От мала до велика. Последняя эпитафия гласила что то вроде: "Всё... Все мы вместе, все под землей. На ее поверхности уже нет никого из нас"

Дочь, потом мама. Разница в год. Нежная фамилия. Какая то игрушечная.

Три сестры.

И другие. Таких очень много.

Это была первая часть марлезонского балета. Спасибо в пояс СУПу. После "улучшений в ЖЖ" весь пост не влез, пришлось его разбить на части.
Перевели дух? А никто не говорил, что будет лехко. Тем более, что вас предупреждали.

http://bolshoy-karlik.livejournal.com/163583.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий